ПРЕССА

Название издания: Departures
Дата публикации: Февраль 2012г
Клуб железнодорожников.

Детская игра может превратиться в дело всей жизни. Главное — выбрать правильную дорогу и никогда не останавливаться на достигнутом, убедился Олег Краснов, беседуя с доктором Константином Ронкиным. Фото: Боб О'Коннор.

Модный англицизм «кидалт» к Константину Ронкину, конечно, неприменим. Он человек серьезный во всех отношениях: доктор, основатель и президент Бостонского института эстетической стоматологии, владелец клиник по обе стороны океана - в США и в России. Его «детскость» проявляется лишь в хобби: Ронкин с юности - страстный коллекционер моделей железных дорог со всеми возможными «осложнениями»: локомотивами и вагонами разных эпох, стрелками, мостами, тоннелями и даже целыми городами, принимающими составы на свои мини-перроны. (К слову, некоторые из этих «мальчишеских» сокровищ по стоимости вполне сопоставимы с малолитражным автомобилем.) Трудоемкость и кропотливость профессии, как и хобби, требуют необычайной энергии и терпения, которых доктору не занимать. В перерывах между консультациями пациентов и работой с персоналом Константин Ронкин с видимым удовольствием и азартом рассказывает о своих паровозных страстях и собственных Санкт-Петербурге и Нью-Йорке в миниатюре.

Говорят, все увлечения родом из детства. В вашем случае, наверное, это стопроцентное попадание в точку?

Верно! В Советском Союзе продавались маленькие немецкие железные дороги. Я уже не помню, когда и кто мне такую подарил, но вот с этой игрушечной дороги с 9- миллиметровой колеей все и началось. Я принялся строить ее больше и больше - и наконец построил дорогу, которая занимала весь пол детской комнаты! Родители, как я понимаю, терпели это скрепя сердце. Дорога просуществовала до тех пор, когда я после института должен был уехать из Питера в Новосибирск работать по распределению.

А из чего вы тогда строили?

Многое из подручных средств, остальное из того, что тогда продавалось: рельсы, модели станций... Сами клеили дома из бумаги, для травы собирали мох, из папье-маше лепили горы и так далее. Сначала — вместе с друзьями, но позже они стали участвовать постольку-поскольку, и, так как основные работы развернулись у меня дома, я продолжал строить уже один. Со временем игрушка переросла в серьезное хобби. Потом вы переехали в Новосибирск...

Да, дорогу тогда пришлось разобрать и сложить в коробки, потому что родители попросили освободить им комнату. Я думал, что еду в Новосибирск на два-три года, а получилось, что задержался там на шесть лет. После возвращения в Петербург я вскоре уехал в Америку и перед отъездом подарил свою железную дорогу племяннику. Уж не знаю, можно ли тут проводить некую аналогию, но племянник пошел по моим стопам - он тогда как раз поступал в институт и выбрал, как и я, 1 -и Мед. им. академика Павлова и тоже стал стоматологом. Хотя сейчас занят другим любимым делом - фотографией.

Как вы вернулись к своему увлечению, уже находясь в Америке?

Увлечение жило во мне всегда и не проходило, просто ждало своего часа. То, что я оставил племяннику, пропало - часть потерялась, часть уехала в Германию... Пришлось опять начинать с нуля. И я решил брать самый большой масштаб моделирования, он как раз используется и для того, чтобы строить на улице. С тех пор у нас на улице все и стоит. Самая большая модель занимает где-то 120 кв. м.

Как хобби развивалось?

Когда я приехал в Америку, мне пришлось заново учиться на врача, поэтому поначалу свободного времени у меня совсем не было. В 1993 г. как-то так получилось, что я закончил университет в Бостоне на полгода раньше, но приступить к работе еще не мог, и у меня образовалось целых полгода свободного времени -тогда я начал собирать свою первую модель уже в Америке. После нее была вторая, а сейчас это уже третья железная дорога, которая от предыдущих отличается самой идеей. Если раньше домики, паровозики, стрелки и семафоры делались так, чтобы они просто походили на настоящие, то потом, в связи с тем что я стал много путешествовать, мне пришла в голову мысль моделировать реальные города. Позже идея модифицировалась, потому что городов, где я бывал, очень много, а времени, места и средств, чтобы все построить, конечно, не хватит. И я выбрал самые любимые. Конечно, в первую очередь это Санкт-Петербург и Пушкин (во-первых, я там родился и вырос, а во-вторых, российская железная дорога началась именно между Царским Селом и Петербургом). Я так и построил: Николаевский вокзал и вокзал в Царском Селе - мне делали их архитекторы в Питере 4-5 лет назад. Они сделали в том же масштабе Исаакиевский собор, Васильевский остров, Биржу. Модели выполнены чрезвычайно хорошо, очень узнаваемы. Петергоф, фонтаны, памятники, Нева, разведенные мосты — все выглядит абсолютно натурально. А сейчас я уже заканчиваю строить Нью-Йорк: с небоскребами, с Бруклинским мостом и другими достопримечательностями — он тоже будет очень реальным.

Башни-близнецы будут?

Я решил их пока не делать, поскольку там уже возводят новые, вот когда закончат, тогда и добавлю.

То, что я оставил племяннику, пропало, пришлось ОПЯТЬ НАЧИНАТЬ С НУЛЯ. И я решил брать самый большой масштаб.

А каков размер вашей последней железной дороги?

Это самый большой масштаб, который существует, - 1 к 22, 5 - так называемый G-Scale.

То есть локомотив получается величиной с обувную коробку?

Ну да

И сколько к нему можно прицепить вагончиков?

Много - десяток можно легко.

А где сейчас и в каком виде ваша коллекция?

Все последние модели находятся во дворе моего дома в Бостоне, все действуют и работают. На зиму я отключаю электричество, остается только колея и некоторые здания. Например, Нью-Йорк у меня весь из металла, его убирать не надо будет, а вот Петербург приходится прятать - он из пенопластика. А весной я все чищу и ставлю. Есть две системы - паровая и электрическая, так вот у меня все на электричестве.

А сколько стоило заказать модель Санкт-Петербурга?

С этим связана одна смешная история. Тогда было такое время, ребята-архитекторы сидели без работы, и им, в общем, оказалось интересно заняться моим проектом, поэтому стоило это небольших денег. В целом вышло где-то 7-8 тысяч долларов плюс тысяча — доставка. А вот когда модель прислали, то таможенники никак не могли понять, что это такое и для чего. Я им принес фотографии, много рассказывал и был так увлечен, что они ничего с меня за растаможку не взяли.

Я слышал, вам пришлось построить специальную мастерскую?

Пришлось. И купить слесарный станок, столярный, пилы... Сегодня мастерская позволяет делать не только железные дороги, но и все, что захотите. Но мало того, что инструменты пришлось купить, их пришлось еще и освоить!

В детстве вы лепили фигурки из пластилина, клеили мох вместо травы, а сейчас элемент handmade присутствует?

Что касается предметов, которые не двигаются, а создают общую панораму, то здесь важна идея, и она полностью исходит от меня. Я придумываю, как все сделать максимально натурально, как поставить свет (во дворцах он зажигается автоматически от солнечных батарей), как расположить озера, реки и так далее. Безусловно, это не просто собирательство, тут много ручной работы. Вот я задумал построить горы. Мне привозят песок, камни, а я строю. Дорогу надо проложить - я развожу цемент, нужна река -копаю русло, заливаю специальным раствором. Правда, сейчас дети подросли. Одному 13 лет, второму - 17. Раньше они больше ломали, а теперь существенно стали помогать.

Для вас это больше хобби или предмет коллекционирования?

Хобби, и так было всегда. У меня есть несколько коллекционных паровозов. В основном мне их дарят. Одно из преимуществ хобби - у моих друзей и знакомых нет проблемы, что мне дарить. В один из дней рождения я устроил праздник в железнодорожной тематике: все пришли с подарками, а один мой друг поехал специально в Ригу к своему другу, начальнику железной дороги, и привез мне оттуда мундир.

А сами вы не пробовали сделать действующую модель паровоза?

Нет, до этого еще не дошло. Хотя в профильных журналах постоянно публикуют рекомендации, как собрать самому то, как сделать это. Я же только чиню, если что-то ломается: разбираю, чищу, заменяю контакт или мотор.

Как бы вы охарактеризовали удовольствие, которое вам приносит хобби?

Я вам так скажу: когда я дома, в Бостоне, я любое свободное время посвящаю своей железной дороге. Если мне на работу к 8 утра, то я встаю в 6 и бегу возиться с дорогой и вагончиками на улицу. Это как люди за помидорами ухаживают и встают в 5 утра, так и я. Смешно, может быть, но мне нравится. Только представьте: 5 утра, все едва просыпаются, трава еще мокрая, птицы поют (мой дом окружен лесом, достаточно большой участок) — приятно! Есть люди, которые по характеру могут просто сесть в кресло и сидеть, а у меня так не получается. Сел в кресло - и уже через две минуты надо куда-то бежать. Это все доставляет большое эстетическое удовольствие, я вообще люблю работать руками. Думаю, то, что я с детства делал что-то руками, и мой успех в профессии связаны. В стоматологии много мелкой кропотливой ручной работы.

У меня есть еще мечта - море и яхты. Но я не покупаю яхту - ведь тогда я не СМОГУ ЗАНИМАТЬСЯ своими железными дорогами.

А как ваша жена реагировала? Была ли она вовлечена в процесс?

Она была вовлечена больше созерцательно и не мешала. Ее это устраивало с той точки зрения, что муж дома, не пьет, скажем, а паровозиками занимается. (Смеется.) А когда еще и дети присоединились, стало совсем хорошо.

Не происходит ли что-нибудь с вашим сокровищем? Все-таки большая часть все время находится в саду.

Самое забавное то, что у меня на железной дороге живет семья сурков, и сурки думают, что это я у них живу, а не они у меня! Я, когда строил, засыпал мягкий грунт, который им, видимо, легко рыть. Что я только уже не делал: заваливал их норы и ходы кирпичами и так далее, но они все равно все разрывают и периодически, когда я там работаю, выходят и крайне неодобрительно на меня смотрят. Но не боятся. Зато ежегодно второго февраля я могу сказать, как долго еще продлится зима! Самый большой ущерб наносят зайцы — постоянно там скачут как хотят. Отстреливать их я не могу, в Америке это не принято.

Сколько сейчас в вашем парке вагонов и локомотивов?

Вагонов, наверное, штук тридцать, локомотивов около десяти, пять или шесть паровозов, даже один современный скоростной Amtrak. Еще есть несколько коллекционных экземпляров, которые я выношу во двор по праздникам.

Какой из них самый дорогой?

Самый дорогой стоит около 5 тысяч долларов — это один из последних паровозов, который был сделан в 1930-е годы, когда завершалась паровозная эпоха. Он очень мощный, издает гудок, выпускает пар.

С вашим хобби связана какая-нибудь мечта или планы на будущее?

Вот уйду на пенсию, уеду в какие-нибудь теплые края, во Флориду или на Лазурный Берег, где не надо зимой все убирать, и можно будет там построить что-то большое- большое... Не думаю, что я когда-нибудь перестану этим заниматься. Железные дороги в Европе и США - предмет коллекционирования. Взять хотя бы Джереми Грина, который в прошлом году продал свою коллекцию на аукционе Sotheby's.

А вы бы смогли продать свою коллекцию?

Сначала нужно стать какой-нибудь знаменитостью, чтобы можно было продавать свою коллекцию на подобном аукционе. Я еще далек от такого уровня и продавать пока тоже не готов. Что касается других удовольствий и увлечений, то у меня есть еще мечта - море и яхты. Но я не приобретаю яхту по одной-единственной причине: если я сделаю это, то уже не смогу заниматься своими железными дорогами. Все свободное время будет уходить на яхтинг — знаю по опыту друзей. Так что лучшая яхта - это яхта друга!

Какова программа-максимум вашего увлечения?

Хочу построить еще несколько городов. На очереди Москва и Париж. Я уже созванивался с одним профессиональным журналом - они будут делать об этом большой репортаж.

А готовы ли вы продать все, что уже сделали, включая Москву и Париж, и начать все сначала?

Абсолютно! Так было бы даже лучше!

Одно из существенных отличий клиники Бостонского Института Эстетической Стоматологии от других стоматологических клиник состоит в том, что наши специалисты заботятся не только о состоянии зубов и ротовой полости пациентов, но и об общем состоянии их здоровья. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь людям обрести здоровье и долголетие, а значит жить полноценной, успешной и счастливой жизнью!

Вы можете записаться на прием к д-ру Ронкину ...